24 авг. 2007 г.

Япония — ключ к океану

августа в Астане состоится заседание Совета министров иностранных дел (СМИД) государств — членов организации «Центрально-Азиатское Сотрудничество» (ЦАС) и диалога «Центральная Азия — Япония»। В преддверии этих важных внешнеполитических событий нашим читателям, несомненно, будет интересна статья сотрудника казахстанского МИДа о многогранных связях нашей республики со Страной восходящего солнца.

Не допустить расширения ядерного клуба

На заре независимости Казахстана международное сообщество было весьма озабочено судьбой ядерного наследия, доставшегося от СССР. И Япония, с которой наша республика установила дипломатические отношения в январе 1992 года, здесь не исключение.Уникальная концепция внешней политики этой страны не предполагала тесного политического, а тем более экономического сотрудничества с молодыми государствами Центральной Азии.Президент Нурсултан Назарбаев дважды побывал с визитами в Токио, в апреле 1994 и декабре 1999 года. В результате удалось добиться подтверждения принципа стратегического партнерства, что явствует из текста заявления, сделанного по итогам визита госсекретаря — министра иностранных дел Касымжомарта Токаева в декабре 2002 года.И хотя действующая в отношении центральноазиатских стран так называемая «евразийская дипломатия» включает в себя пункт об экономическом сотрудничестве, Токио пока рассматривает его преимущественно с точки зрения уменьшения воздействия на природу экологически вредных производств.
Лиха беда начало
Почему японский бизнес не идет в Казахстан? Пытаясь ответить на этот вопрос, японский посол в РК как-то сослался на человеческий фактор, отсутствие личных контактов между японскими и казахстанскими деловыми людьми. Возможно, мы несколько наивны в отношении японских инвестиций, которые кстати составляют примерно 3—4 % от общего объема всех иностранных инвестиций в экономику РК. И в самом деле, разве будут японцы делать крупные инвестиции в Казахстан, если они «уходят» даже из проверенной и надежной Великобритании? Наше двустороннее сотрудничество осуществляется в основном в рамках официальной помощи развития, в виде грантов, льготных займов и оказания технической помощи. Казахстанцы каждый раз испытывали чувство благодарности, когда средства массовой информации сообщали о таких проектах с участием японской стороны, как строительство моста через Иртыш в Семипалатинске, реконструкция аэропорта и модернизация системы водоснабжения в Астане, и других. Но, несмотря на низкие показатели инвестиционной активности японского бизнеса в Казахстане, есть основания полагать, что работа, проводимая в рамках учрежденного в 1993 году Комитета по торгово-экономическому сотрудничеству, даст свои плоды. Представители самых авторитетных японских внешнеторговых структур и компаний, таких как Банк международного сотрудничества JBIC, Национальная нефтяная корпорация JNOC, Марубени, JICA и других не скрывают заинтересованности в активизации экономического сотрудничества.
Точки соприкосновения
Между нашими странами существуют большие различия. Япония в некотором смысле является как бы антиподом Казахстана. Если Япония служит классическим примером островного государства, то мы, напротив, расположены в большой удаленности от мирового океана. Конечно, мы можем похвастать наличием углеводородных ресурсов. Но разве меньше может получить Япония от мирового океана? По оценкам ученых, именно там содержатся основные ресурсы Земли. Объединяет казахов и японцев ряд исторических, этнопсихологических и лингвистических моментов. Японцы трепетно относятся к «признанию присутствия», так же, как казахи к «танылу». Жители обеих стран больше всех пострадали от ядерных бомбардировок ХХ века. Отсюда одинаковое неприятие фактора силы в международной политике. После второй мировой войны Японии удалось обеспечить преемственность политической власти. Дипломатическое мастерство и правильный внешнеполитический расчет позволили добиться исключительных привилегий со стороны США. Последняя, в обмен на поддержку, — лояльность и согласие на роль гаранта безопасности — способствовала возрождению Японии в качестве экономической державы. Благодаря более чем полувековому японско-американскому союзу Страна восходящего солнца смогла сосредоточиться исключительно на решении экономических задач.Получив от мировых ядерных держав гарантии своей безопасности, Казахстан также позволяет себе иметь относительно низкое бремя оборонных расходов и ставит далеко идущие задачи индустриально-инновационного плана.
Нужен запас прочности
Мир давно перестал говорить о японском экономическом чуде и, похоже, привык к сообщениям иного рода — о долгосрочных кризисных явлениях в хозяйстве острова. Так незаметно прошло то время, когда все удивлялись свойствам пятнадцатого камня сада Рёандзи, взахлеб читая дипломата и знатока Японии В. Цветова.Сегодня Япония переживает сложный период, хотя, судя по показателям 2004 года, в стране прогнозируется рост экономики на 3—4 процента. Однако именно на относительном неблагополучии и выверяется прочность, заложенная в здание современной японской государственности архитекторами ее послевоенного возрождения. Всесторонний анализ экономики этой страны важен для Казахстана с точки зрения того, как можно избежать существенных недостатков.После серии мировых финансовых кризисов в конце ХХ века мир замер в ожидании новых нестандартных решений в области организации международных экономических отношений. Эксперты заговорили о возможном распаде Бреттон-Вудской системы. Конкуренция между двумя радикально различными концепциями менеджмента — американской и японской — пока складывается в пользу США. В американской интерпретации целью финансового менеджмента является максимизация прибыли, в японской — увеличение доли рынка. Иначе говоря, американцев легко заманить наличием прибыли, что, впрочем, не всегда сработает в отношениях с японцами. Чрезвычайно важно изучить и понять роль и значение таких институтов японского общества, как «сюдан», «кейрецу», пожизненный найм на работу и другие.Неудивительно, что при относительно высокой стоимости проектов на частично возвратной и безвозмездной основе, финансируемых японской стороной, двусторонний торговый оборот между нашими странами не превышает 200 млн. долларов.Но если мы сделаем поспешный вывод о том, что отказ Японии от принципа максимизации прибыли привел эту страну к периоду относительного неблагополучия, то впадем в глубокое заблуждение. Не будем забывать, что в международных экономических обменах Япония, наоборот, всегда имела положительное сальдо. Даже США пытаются решить проблему дефицита тороговли с этой страной. Не будем к тому же забывать, что прибыль — понятие кратковременное и неустойчивое, в то время как «стратегия увеличения доли рынка» несет в себе глобальный и долгосрочный элемент. В связи с чем Казахстану предстоит сделать нелегкий выбор между этими двумя подходами. Возможно, истина находится где-то посередине.

Исламбек АРЫСТАНБЕКОВ

Комментариев нет: