24 авг. 2007 г.

Поиск модели экономической дипломатии, или Как создать выгодные условия для торговли нашими товарами за рубежом

Поиск модели экономической дипломатии, или Как создать выгодные условия для торговли нашими товарами за рубежом
О вступлении Казахстана в ВТО, а также о возможных последствиях такого шага говорится немало. Тем не менее казахстанское общество не перестает интересоваться различными экономическими, политическими и иными аспектами этого вопроса. Видимо, не в последнюю очередь такое внимание связано с ускорением процесса вступления в международную организацию. Безусловно, этот вопрос очень непростой, и здесь весьма важна позиция внешнеполитического ведомства. Для того чтобы конструировать постулаты по этим серьезным вопросам и для адекватного их понимания, не лишним будет обратиться к теории и опыту международного права. В этом смысле хотелось бы отметить, что Казахстан как независимая страна может действовать в одиночку, в рамках интеграционных групп либо через двусторонние соглашения или же позиционировать себя в общемировом масштабе, чтобы достичь собственных целей. Наше стремление четко определиться по отношению к свободной торговле в зависимости от преимуществ и доли нашего участия в международных торговых потоках — явление вполне естественное. И здесь есть примеры коллективных действий: решение Интеграционного комитета ЕврАзЭС об ориентации на позицию России, способную получить большие уступки на переговорах по вступление в ВТО, или недавнее московское заявление государств СНГ относительно ОБСЕ. Имеются и образцы единоличного действия, а порой наше государство начинает выступать стороной в контрактах, благодаря которым формируется новая отрасль в международном праве. Отсюда появление «Res petroleum», то есть нефтяного права. И вообще, действовать самостоятельно или выверять свои шаги с другими странами — неотъемлемое и естественное право. Развитие международных отношений в последние десятилетия, модернизация и особенности информационной глобализации предъявили к дипломатии принципиально новые требования. На смену глобальному блоковому противостоянию с признаками «холодной» войны пришли новые угрозы. Конкуренция между странами переместилась из военно-политической в основном в экономико-информационную сферу. И Казахстан стремится осуществить прорыв именно здесь.Стремление к прагматичной дипломатии не является чем-то новым. Большинство государств в мире действуют именно так. Визит в РК в начале года Цырила Свободы и вопросы, интересовавшие чешскую сторону, являются наглядным тому подтверждением. Да и в соседней России начиная с 2000 года был сделан акцент на проведение прагматичной внешней политики. Российские дипломаты и ученые обратили серьезное внимание на тот факт, что несмотря на традиционную близость, доля Европы во внешней торговле России занимает примерно 50 процентов, в то время как доля стран СНГ не превышает десяти.А в общем внешнеторговом обороте РК доля торговли со странами ЦАС, куда не входит нейтральный Туркменистан, составляет примерно один процент. Отсюда весьма непростая задача выверения экономических приоритетов в контексте проведения многовекторной внешней политики, особенно в рамках региональных интеграционных объединений, таких как ЕЭП, ЦАС. Именно принцип многовекторности позволяет адекватно реагировать на малейшие изменения в показателях внешней торговли. Так, в последние месяцы у Казахстана отрицательное сальдо складывается в торговле с Россией. Быстро меняющаяся экономическая конъюнктура в международной торговле требует оперативного подхода. И речь порой заходит не просто о трудностях интеграции, на что указывает казахстанская дипломатия, а о явном отсутствии или снижении внешнеэкономической выгоды. С одной стороны, экономический фактор довлеет над принятием тех или иных интеграционных решений, а с другой — существует понимание исторической обреченности быть лидером и выступать флагманом прогресса в регионе.Внешнеполитическое ведомство учитывает все аргументированные мнения. Так, например, на проблему вступления РК в ВТО имеется интересная точка зрения, выдвинутая в прошлом году Форумом предпринимателей: вступать в ВТО без эффективной промышленной политики и государственно-правовой поддержки экспорта не следует, потому что можно потерять конкурентоспособные отрасли. Справедливости ради отметим, что не все эксперты и экономисты разделяют подобную позицию. Очень любопытными представляются результаты исследования РАН РФ, подготовившей в 2002 году прогноз в связи с возможным внезапным вступлением в ВТО по запросу Минэкономики РФ. Результаты и выводы ошеломили самих экспертов: рыночные параметры после вступления в ВТО изменятся всего лишь в пределах одного процента. То есть практически никакой реакции. Значит ли это, что нужно вступать в ВТО, использовав кыргызский сценарий? Должны ли мы торопиться? В данном вопросе позиция Министерства иностранных дел обоснованна и взвешенна. Так, по мнению министра Касымжомарта Токаева, те страны СНГ, которые уже вступили в ВТО, то есть Молдова и Кыргызстан, больше выиграли, чем потеряли. И это несмотря на то, что в нынешнем состоянии казахстанская экономика более подготовлена и конкурентоспособна, нежели экономика этих двух стран на момент их вступления в ВТО. Так, по показателю ВВП на душу населения Казахстан уже начинает опережать Иран, Турцию и Россию, вплотную приближаясь к Малайзии и Хорватии. Считать, что это происходит только благодаря богатству углеводородов, глубокое заблуждение, означающее отсутствие элементарных экономических знаний. Таким образом, не следует никоим образом сомневаться в правильности тезиса о том, что экономика РК более готова к полноценным международным экономическим отношениям, нежели экономика соседних стран. А полноценные международные экономические отношения предполагают обязательное участие в ГАТТ, следовательно, в ВТО.Разумеется, формулировка тезиса о достаточной готовности казахстанской экономики к таким отношениям может вызвать скептические настроения. Увы, экономическая статистика — вещь упрямая и капризная, и воспользовавшись тем или иным вырванным из общего контекста методом, можно эффектно доказывать обратное. Но от жестких требований современного сложного общества не дано уйти никому. Напомним, что в международной торговой системе касательно доступа товаров на национальные рынки взаимодействуют две противоположные тенденции: либерализация и протекционизм. Отсюда принцип либерализации торговли и принцип защиты национального рынка при использовании тарифных и нетарифных мер во внешнеторговой политике. Но, поскольку идея создания глобального экономического пространства означает использование принципа свободы торговли, постольку нетарифные барьеры должны быть устранены, а ставки таможенных пошлин согласованно снижены или полностью ликвидированы. Иными словами, если хочешь получить выгодные условия для торговли казахстанскими товарами в других странах, сумей создать такие же у себя дома. Следует отметить, что внешнеполитическое ведомство всегда придавало большое значение вопросу участия страны в интеграционных объединениях, к примеру в Организации экономического сотрудничества. Глава внешнеполитического ведомства К. Токаев подчеркивает, что работа исполнительного органа этой организации нуждается в серьезном осмыслении с точки зрения его эффективности. Поэтому для того, чтобы получило развитие предложение об активизации региональных товарообменов с дальнейшей перспективой создания в регионе зоны свободной торговли, необходимо согласовать тарифную политику, отменить количественные ограничения и другие меры нетарифного регулирования во взаимной торговле, ввести симметричную систему взимания НДС и акцизов во взаимных торговых операциях, снять препятствия и ограничения при транзите товаров, произведенных на территории государств ОЭС. Фактом прямого признания прагматичности казахстанских предложений и авторитета РК явилось назначение в 2003 году генеральным секретарем ОЭС представителя от Казахстана Асхата Оразбая. А тезис о выстраивании новых отношений вовсе не означает коренного изменения внешнеполитических приоритетов. Задача состоит в обеспечении проведения экономической дипломатии во благо всего казахстанского народа, всемерного содействия дипломатическими средствами реализации стратегии индустриально-инновационного развития до 2015 года, предполагающей отход от сырьевой направленности и ориентированность на более высокую производительность и применение современных технологий. Наша же нефтегазовая отрасль должна стать тем локомотивом, который будет ускорять развитие всех других секторов экономики.
Исламбек Арыстанбеков
20 августа, 2004 г.

Комментариев нет: