Поиск модели экономической дипломатии, или Как создать выгодные условия для торговли нашими товарами за рубежом
О вступлении Казахстана в ВТО, а также о возможных последствиях такого шага говорится немало. Тем не менее казахстанское общество не перестает интересоваться различными экономическими, политическими и иными аспектами этого вопроса. Видимо, не в последнюю очередь такое внимание связано с ускорением процесса вступления в международную организацию. Безусловно, этот вопрос очень непростой, и здесь весьма важна позиция внешнеполитического ведомства. Для того чтобы конструировать постулаты по этим серьезным вопросам и для адекватного их понимания, не лишним будет обратиться к теории и опыту международного права. В этом смысле хотелось бы отметить, что Казахстан как независимая страна может действовать в одиночку, в рамках интеграционных групп либо через двусторонние соглашения или же позиционировать себя в общемировом масштабе, чтобы достичь собственных целей. Наше стремление четко определиться по отношению к свободной торговле в зависимости от преимуществ и доли нашего участия в международных торговых потоках — явление вполне естественное. И здесь есть примеры коллективных действий: решение Интеграционного комитета ЕврАзЭС об ориентации на позицию России, способную получить большие уступки на переговорах по вступление в ВТО, или недавнее московское заявление государств СНГ относительно ОБСЕ. Имеются и образцы единоличного действия, а порой наше государство начинает выступать стороной в контрактах, благодаря которым формируется новая отрасль в международном праве. Отсюда появление «Res petroleum», то есть нефтяного права. И вообще, действовать самостоятельно или выверять свои шаги с другими странами — неотъемлемое и естественное право. Развитие международных отношений в последние десятилетия, модернизация и особенности информационной глобализации предъявили к дипломатии принципиально новые требования. На смену глобальному блоковому противостоянию с признаками «холодной» войны пришли новые угрозы. Конкуренция между странами переместилась из военно-политической в основном в экономико-информационную сферу. И Казахстан стремится осуществить прорыв именно здесь.Стремление к прагматичной дипломатии не является чем-то новым. Большинство государств в мире действуют именно так. Визит в РК в начале года Цырила Свободы и вопросы, интересовавшие чешскую сторону, являются наглядным тому подтверждением. Да и в соседней России начиная с 2000 года был сделан акцент на проведение прагматичной внешней политики. Российские дипломаты и ученые обратили серьезное внимание на тот факт, что несмотря на традиционную близость, доля Европы во внешней торговле России занимает примерно 50 процентов, в то время как доля стран СНГ не превышает десяти.А в общем внешнеторговом обороте РК доля торговли со странами ЦАС, куда не входит нейтральный Туркменистан, составляет примерно один процент. Отсюда весьма непростая задача выверения экономических приоритетов в контексте проведения многовекторной внешней политики, особенно в рамках региональных интеграционных объединений, таких как ЕЭП, ЦАС. Именно принцип многовекторности позволяет адекватно реагировать на малейшие изменения в показателях внешней торговли. Так, в последние месяцы у Казахстана отрицательное сальдо складывается в торговле с Россией. Быстро меняющаяся экономическая конъюнктура в международной торговле требует оперативного подхода. И речь порой заходит не просто о трудностях интеграции, на что указывает казахстанская дипломатия, а о явном отсутствии или снижении внешнеэкономической выгоды. С одной стороны, экономический фактор довлеет над принятием тех или иных интеграционных решений, а с другой — существует понимание исторической обреченности быть лидером и выступать флагманом прогресса в регионе.Внешнеполитическое ведомство учитывает все аргументированные мнения. Так, например, на проблему вступления РК в ВТО имеется интересная точка зрения, выдвинутая в прошлом году Форумом предпринимателей: вступать в ВТО без эффективной промышленной политики и государственно-правовой поддержки экспорта не следует, потому что можно потерять конкурентоспособные отрасли. Справедливости ради отметим, что не все эксперты и экономисты разделяют подобную позицию. Очень любопытными представляются результаты исследования РАН РФ, подготовившей в 2002 году прогноз в связи с возможным внезапным вступлением в ВТО по запросу Минэкономики РФ. Результаты и выводы ошеломили самих экспертов: рыночные параметры после вступления в ВТО изменятся всего лишь в пределах одного процента. То есть практически никакой реакции. Значит ли это, что нужно вступать в ВТО, использовав кыргызский сценарий? Должны ли мы торопиться? В данном вопросе позиция Министерства иностранных дел обоснованна и взвешенна. Так, по мнению министра Касымжомарта Токаева, те страны СНГ, которые уже вступили в ВТО, то есть Молдова и Кыргызстан, больше выиграли, чем потеряли. И это несмотря на то, что в нынешнем состоянии казахстанская экономика более подготовлена и конкурентоспособна, нежели экономика этих двух стран на момент их вступления в ВТО. Так, по показателю ВВП на душу населения Казахстан уже начинает опережать Иран, Турцию и Россию, вплотную приближаясь к Малайзии и Хорватии. Считать, что это происходит только благодаря богатству углеводородов, глубокое заблуждение, означающее отсутствие элементарных экономических знаний. Таким образом, не следует никоим образом сомневаться в правильности тезиса о том, что экономика РК более готова к полноценным международным экономическим отношениям, нежели экономика соседних стран. А полноценные международные экономические отношения предполагают обязательное участие в ГАТТ, следовательно, в ВТО.Разумеется, формулировка тезиса о достаточной готовности казахстанской экономики к таким отношениям может вызвать скептические настроения. Увы, экономическая статистика — вещь упрямая и капризная, и воспользовавшись тем или иным вырванным из общего контекста методом, можно эффектно доказывать обратное. Но от жестких требований современного сложного общества не дано уйти никому. Напомним, что в международной торговой системе касательно доступа товаров на национальные рынки взаимодействуют две противоположные тенденции: либерализация и протекционизм. Отсюда принцип либерализации торговли и принцип защиты национального рынка при использовании тарифных и нетарифных мер во внешнеторговой политике. Но, поскольку идея создания глобального экономического пространства означает использование принципа свободы торговли, постольку нетарифные барьеры должны быть устранены, а ставки таможенных пошлин согласованно снижены или полностью ликвидированы. Иными словами, если хочешь получить выгодные условия для торговли казахстанскими товарами в других странах, сумей создать такие же у себя дома. Следует отметить, что внешнеполитическое ведомство всегда придавало большое значение вопросу участия страны в интеграционных объединениях, к примеру в Организации экономического сотрудничества. Глава внешнеполитического ведомства К. Токаев подчеркивает, что работа исполнительного органа этой организации нуждается в серьезном осмыслении с точки зрения его эффективности. Поэтому для того, чтобы получило развитие предложение об активизации региональных товарообменов с дальнейшей перспективой создания в регионе зоны свободной торговли, необходимо согласовать тарифную политику, отменить количественные ограничения и другие меры нетарифного регулирования во взаимной торговле, ввести симметричную систему взимания НДС и акцизов во взаимных торговых операциях, снять препятствия и ограничения при транзите товаров, произведенных на территории государств ОЭС. Фактом прямого признания прагматичности казахстанских предложений и авторитета РК явилось назначение в 2003 году генеральным секретарем ОЭС представителя от Казахстана Асхата Оразбая. А тезис о выстраивании новых отношений вовсе не означает коренного изменения внешнеполитических приоритетов. Задача состоит в обеспечении проведения экономической дипломатии во благо всего казахстанского народа, всемерного содействия дипломатическими средствами реализации стратегии индустриально-инновационного развития до 2015 года, предполагающей отход от сырьевой направленности и ориентированность на более высокую производительность и применение современных технологий. Наша же нефтегазовая отрасль должна стать тем локомотивом, который будет ускорять развитие всех других секторов экономики.
Исламбек Арыстанбеков
20 августа, 2004 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий